9 июля 00:001 фото
Алексей СМИРНОВ: Меня нечем удивить!

С местной звездой мирового хоккея Алексеем Смирновым мы встретились во Дворце спорта. А где еще можно увидеть финалиста Кубка Стэнли форварда «Анахайма Майти Дакс», приехавшего в Тверь навестить родителей, друзей и отдохнуть после дебютного сезона в НХЛ? Тренируется Леша вместе с игроками ТХК на родной арене «Юбилейного».
«Каждый готовится к новому сезону, как и где может, - говорит Алексей, по-летнему облаченный в футболку, шорты и сандалии, - у меня тренировки два-три раза в неделю: час льда и зал штанги». Но, как позже признался, нагружает себя еще не сильно: все-таки отдохнуть хочется!
Этот высоченный улыбающийся парень любит рыбалку, машины, суши и не любит, когда его называют «звездой». В свои двадцать один год он добился того, о чем мечтает почти каждый мальчишка, хоть раз державший клюшку. Однако мало кто знает, что маленький Леша в детстве бредил футболом…
«Я знаю, для чего играю»
- Когда мне было пять лет, я очень хотел заниматься футболом. Мы с папой пошли на стадион «Химик», где тренировались ребята из спортивной футбольной школы. Но оказалось, что группы моего возраста нет, - я был слишком мал. Тогда, чтобы я не расстраивался, отец мне предложил: пойдем во Дворец спорта, в хоккей попробуешь.
Леша увидел хоккеистов - и забыл о футболе. Но главной трудностью, пожалуй, было то, что ни стоять на коньках, ни тем более играть в хоккей он не умел, в то время как ребята на тренировках уже вовсю носились по катку.
- Я попал в группу ребят на два года старше меня. Мне приходилось тянуться за ними, быстрее всему учиться, - вспоминает Алексей, - моим первым тренером был Евгений Шумилов. Через какое-то время нашу команду разбили, и я перешел к Виктору Жукову.
Наверно, одержимость хоккеем передалась маленькому Алеше от отца: тот тоже в молодости лихо гонял шайбу, правда, лишь для собственного удовольствия. Передалось Леше и родительское упорство: в отличие от многих ребят, бросавших занятия едва что-то не получалось, Смирнов даже не допускал мысли уйти из хоккея. «Я понимал, для чего мне нужен спорт, - объясняет мне Алексей, - десять лет я учился держать клюшку и забивать. Нужно было идти вперед». Он и шел вперед: в пятнадцать лет уехал в Москву играть за столичное «Динамо». «В Москве у меня было больше шансов, - делится Алексей, - я всегда думал, что Москва - это перевалочный этап между Тверью и настоящим хоккеем. Пока так оно и получается».
В восемнадцать лет его талант разглядели на драфте («ярмарке талантов») новичков НХЛ и даже пригласили в тренировочный лагерь «Анахайма Майти Дакс». Предложили контракт, но Алексей отказался: не устроили условия.
Смирнов знал, что делал. Еще два года успешно играл за «Динамо», ожидая своего звездного часа. И тот настал. В прошлом году после окончания сезона контракт с «Анахаймом» был подписан. Дебютный сезон в НХЛ Алексей Смирнов провел на должном уровне: несмотря на обидное поражение соперникам в финале Кубка Стэнли, он пока доволен своей игрой. И на новый сезон настроен решительно и серьезно: по его словам, «впереди очень трудный сезон, говорят, для новичков второй год проходит тяжелее, чем первый». Возможно, но и в первый год жизни за океаном Алексею было нелегко.
«В Америке для меня все было дико!»
- Алексей, с какими трудностями столкнулся в США?
- Самое главное - это незнание языка и бытовая жизнь. Очень тяжело было привыкнуть, все чужое, все по-другому устроено. Возникали сложности, когда надо было что-то приобрести. Меня всегда переспрашивали а потом интересовались, откуда я. «О, Россия, это хорошо!»
- Бытовые проблемы для тебя - это готовка?
- Я не умел и до сих пор не умею готовить.
- Чем же питаешься?
- Рестораны… Мне очень суши понравились - друзья пристрастили. Люблю итальянскую кухню.
- Рестораны, суши - ты богатый человек?
- Не сказать, что богатый…
- В Америке тяжело жить, потому что за все нужно платить.
- Да, это так. Штат Калифорния - один из самых дорогих. Налог с зарплаты - 48%. За все нужно платить: с каждой покупки идет какой-то процент налога государству. Единственное, чего пока не знаю, может, и за воздух надо платить?
- Где живешь в Америке?
- Дома живу! (Смеется). Я снимаю квартиру в пригороде Сан-Диего. Пятнадцать минут езды до основного катка.
- Есть машина?
- В Америке у меня был «Лексус», но я разбил ее. Сейчас «Лэнд Крузер».
- Увлекаешься машинами?
- Мне нравится скорость.
- Разбил машину, потому что лихачил?
- Я не лихачил. Там народ так ездит, непонятно как. Горит левый поворот, но машина поворачивает направо. Американцы, что тут скажешь…. Когда я туда приехал, я не мог понять, как так можно водить машину! Особенно после российского вождения.
- Как складываются отношения в коллективе «Анахайма»?
- Чисто профессиональные, не так, как в России. Там многое по-другому, никто упрашивать тебя не будет. Здесь же с нами тренеры люлюкаются.
- Выходите со льда - и друг с другом не знакомы?
- Практически да. Привет - привет, и все. Как чужие.
- Как тебя называют в команде: Алекс?
- Нет, Смирни - сокращенно от фамилии. Им так легче произносить.
- Ближайшие годы будешь играть и жить в Америке. Не собираешься перевести свою семью за границу?
- В свое время я предлагал им переехать в Москву, но они не хотят туда ехать, говорят: там слишком шумно, люди злые, машин много. Если же говорить об Америке, то большая трудность для родителей - язык. Тяжело бросать нажитое, привычное, лучше я буду сюда приезжать - так проще и удобней.
- Тебе уже 21 год, в Америке это важная дата.
- Да, это возраст совершеннолетия, когда ты сам решаешь, что тебе можно, а что нельзя. И мне очень тяжело было, что никуда не мог сходить, на дискотеку нельзя, вечером никуда нельзя. Для меня это было дико… А в двадцать один год все двери в Америке открыты.
- Значит, на дискотеки все-таки ходишь?
- Нет! Я по первости своей там ничего не знал. И времени нет - постоянные поездки. Там некуда съездить, да и выходных очень мало. В суперлиге у нас с этого года сделали 61 игру, а в НХЛ - 82 игры. А плюс еще плей-офф. То есть за сезон выходит игр 100.
- Как же с девушкой познакомился?
- Так получилось, что после Нового года меня вызвали из низшей лиги, я там пару месяцев провел, у нас была тренировка, пошел в раздевалку и вдруг слышу за спиной русскую речь. Оказалось, Даша обратилась ко мне на русском языке, чтобы спросить клюшку для каких-то фанатов, которые стеснялись ко мне подойти. Я сначала не понял: как в этой деревне можно услышать русский язык?
Незнаком со звездной болезнью
- Вот так неожиданно свалилась слава… Звездной болезнью не болеешь?
- Ой, ну какая слава, в самом деле… Я четыре игры отыграл в плей-офф Кубка Стэнли, - какая тут может быть слава…. Да и откуда звездная болезнь? Я только первый год серьезно играю!
- Тебя не задевает, что больше говорят о Ковальчуке, нежели о Смирнове?
- Нет, я к этому отношусь спокойно. Ковальчук забивает, он лучший, - молодец, ради бога, пусть говорят. Мы друг друга знаем с тех пор, как здесь вместе начинали тренироваться, друг к другу хорошо относимся. Обо мне начали говорить только с этого года, не знаю почему.
- Правда, не знаешь почему?
- У меня не было никаких особых заслуг, подумаешь, второе место на чемпионате мира. Какая разница… Мне все равно: пишут не пишут.
- Поклонниц много?
- Нет никого у меня! (Удивленно вскидывает брови.) Никаких поклонниц!
- И ни разу автограф не просили?
- Там это в порядке вещей. Выходишь после игры, идешь к машине, и стоят фанаты, которым ДОЛЖЕН расписаться. Там фанаты - это бизнес. У них существуют карточки с фотографиями, которые стоят десять долларов. Они их покупают, а потом продают с автографом в два раза дороже.
- Книги читаешь?
- Да, в последний год я увлекся чтением. Я даже специально езжу в Лос-Анжелес в русский магазин покупать книги. Недавно прочитал серию детективов «Я - вор». Время на перелетах очень быстро проходит за чтением. Еще на компьютере сижу.
- Играешь?
- Нет, играть я не могу, у меня пальцы не располагают для кнопок. В основном Интернет: читаю газеты, слежу за новостями. Если покупать, они приходят на неделю с опозданием, а так все свежее. Листаю спортивные газеты: «Советский спорт», «Спорт-Экспресс», «Спорт сегодня».
- Домашних животных нет?
- Здесь, в Твери, у родителей кот есть. А в Америке собака. Когда меня нет, за ней Даша ухаживает. Это ее собака - ротвейлер Ника. Когда я в Америке, все функции домохозяйки по уходу за собакой выполняю я. Гуляю, кормлю, но мне это не в тягость. Я всегда хотел собаку, но родители протестовали: мол, кто за ней будет следить, пока тебя нет? И завели кота. Я, когда уезжал, говорил: у меня будет собака! Так оно и получилось. Сбылась мечта.
- Что сейчас можешь себе позволить?
- Я мог бы сказать, что…(задумывается) всё.
- Себя ни в чем не ограничиваешь? (Кивает.) А спортивный режим не налагает ограничений?
- Его нарушать нельзя, но опять же прежде всего самоконтроль. Например, перед игрой нельзя нарушать отбой. И там менталитет такой: не выспишься - плохо сыграешь - значит будешь в запасных и тебя не спасет ни имя, ни титулы. То же самое с подготовкой.
- Какая твоя несбывшаяся профессиональная мечта?
- (Задумывается.) Наверно, выиграть что-нибудь… большое. Кубок Стэнли, чемпионат мира.
- К кубку Стэнли ты был близок…
- Да, я был близок, но, увы, они были сильнее. Но все шансы есть, и на следующий год мы поборемся.
- А вообще о чем мечтаешь?
- Как можно дольше ТАМ играть. Это и есть самая сокровенная мечта. Если там долго играть, можно обеспечить не только себя, но и своих детей.
«Никогда не был в Путевом дворце!»
- Я вижу, у тебя талисманчик висит…
- Да нет, это не талисманчик, так, Водолей - знак зодиака. Года два-три назад, когда такие вещи были модны (показывает браслет на руке и цепочку), купил себе и до сих пор ношу. А талисмана у меня нет.
- Наступит такой день, когда не сможешь держать клюшку, что будешь делать?
- Поэтому я и учусь на тренера - заочно на спортфаке ТвГУ. Перешел на четвертый курс. Выучусь, кто-нибудь меня тренером и возьмет! (Улыбается.) Когда закончу, обязательно приеду и помогу тверским ребятишкам. На данный момент я еще не настолько поднялся, чтобы как-то помогать, но в ближайшем будущем я собираюсь это делать. Это мой родной город, и я хочу помочь школе в плане экипировки. Смотришь: дети катаются в каких-то штанах непонятных, никакой защиты, а это же дети!
- У тебя есть любимое место в Твери?
- Нет, мне все места очень нравятся. Горсад тот же самый. А так я за всю свою жизнь не успел ничего в Твери посмотреть. Ни разу не был в Путевом дворце и только недавно узнал, что там размещается картинная галерея. Вся моя жизнь: стадионы, игры…. Жизнь спортсмена - это стадион, аэропорт, гостиница. Меня спрашивают: ты был в Швейцарии и что там видел? Да, был, но ничего не видел. Также и во Франции был. Нужно чем-то жертвовать, чтобы добиться высот, а потом уже все с лихвой восполнить.
- Чего больше всего не любишь?
- (Вздыхает.) Когда меня люди предают, используют, видят во мне только аппарат для зарабатывания денег. Но я не хочу об этом говорить.
- Твой любимый праздник?
- Новый год. В основном хоккеисты встречают его в Америке, потому что игры бывают и первого, и второго января. В этом году это был мой первый Новый год в США. Но ничего захватывающего не произошло.
- Что хотелось бы получить в подарок?
- Вопрос кажется легким, но мне трудно ответить. Я не знаю. По большему счету все, что я хотел, я получил.
- Тебя невозможно удивить.
- Если только подарят ключи от «Феррари», тогда удивлюсь! (Смеется.) В Америке привыкаешь к тому, что тебя нечем удивить. Там любой человек среднего достатка может иметь все, что он хочет.
- Что бы ты мог себе пожелать?
- Здоровья прежде всего. Много забитых шайб, что для меня, как нападающего, очень важно. Успехов в карьере и удачи в личной жизни.
Беседовала Елена КУЛАГИНА