Мой сайт
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 20 » Венчурный бизнес в россии. это возможно?
17:04
 

Венчурный бизнес в россии. это возможно?

ПРОНЬКО: 21 час и 5 минут в российской столице. Добрый вечер, дамы и господа. У микрофона Юрий Пронько, на «Финам FM» программа «Сухой остаток». «Венчурный инновационный бизнес в России. Это возможно?» – вот тема нашего сегодняшнего разговора, в котором вы можете принимать самое непосредственное участие, дозваниваясь до студии прямого эфира «Финам FM» по нашему многоканальному телефону, его номер – 730-73-70. Кроме того, свои реплики, вопросы, комментарии на – www.finam.fm.

Сразу отреагирую на ваши письма. Эдуард мне сегодня пишет: «Юрий, обращают на себя внимание участившиеся передачи об Америке, даже не впрямую о ней. И при этом вы с той же частотой говорите, что вам все равно, как там в Америке. Так вот, с удовольствием слушаю эти передачи, они очень интересные, поучительные. Спасибо». Пожалуйста, Эдуард. Мы и работаем для того, чтобы удовлетворять некие знания, познания.

Когда я говорю об Америке, я абсолютно искренен – да, мне плевать, что там происходит, но я достаточно часто там бываю, и достаточно много друзей у меня там находится. И когда я туда приезжаю, точнее, прилетаю, то, конечно, мне важно понять, чем живут американцы. Я вам могу сказать честно: среди моих друзей нет тех, кто думает о кризисе. Наверное, повезло, да, они все с работой, они все выполняют свои кредитные обязательства и комфортно себя чувствуют. Почему Америке уделяю, в той или иной степени, внимание? потому что как бы «ура-патриоты» в России ни рассматривали ситуацию в этой стране – это экономика № 1, это валюта № 1, это мощнейшее, гигантское потребительское общество, которое драйвирует, которое является модератором многих технических новшеств, самый яркий пример – это гаджеты. И вы видите, как господин президент, Дмитрий Медведев, очень уважительно относится к тому же господину Стивену Джобсу и тем разработкам, которые делает его компания. Поэтому да, уделяли и уделяем.

Если бы Россия была как Америка, наверное, говорили бы только о собственной стране. Но, к сожалению, пока это не так. Возможно, сегодняшний наш разговор станет как раз тем началом, когда со временем, безусловно, может быть, и Россия выдвинется на первые позиции или хотя бы войдет в первую десятку.

Я с удовольствием вам представляю наших гостей, их сегодня будет много у нас. В том числе… Кто-то доехал, многие доехали, 75% – в цифровом выражении – присутствуют здесь уже у нас в студии «Финам FM». 25% еще пока пытаются пробраться через мглу, навеянную этими лесными пожарами, через эту вонь, которая сейчас в российской столице, и через московские пробки. Во-первых, это Кирилл Булатов, служба анализа проектов «Российской венчурной компании». Кирилл, рад видеть, добрый вечер.

БУЛАТОВ: Добрый вечер.

ПРОНЬКО: Это Дмитрий Онищенко, МГТУ имени Баумана, фонд развития образования науки и техники «Надежда». Дмитрий, рад видеть, добрый вечер.

ОНИЩЕНКО: Добрый вечер.

ПРОНЬКО: Это Алексей Смирнов, Мытищинский машиностроительный завод. Алексей, рад видеть, добрый вечер.

СМИРНОВ: Добрый вечер.

ПРОНЬКО: И мы ожидаем еще Александра Кулика, это компания «Кампо». Да, правильно? Если он до нас все-таки через эту мглу сможет пробраться. Но по традиции давайте посмотрим, чем закончились торги сегодня на ведущих российских фондовых площадках.


Александр Кулик, Кирилл Булатов, Алексей Смирнов, Дмитрий Онищенко

(Сухой остаток)

Сегодня торги на российских площадках открылись небольшим ростом котировок на фоне восстановления американских рынков и умеренно позитивных настроений в Азии. Однако негативная статистика по рынку труда из США увела отечественные площадки в отрицательную область. По итогам дня индекс РТС потерял более 0,5%, а индекс ММВБ снизился примерно на 0,8%. Тем не менее, индексы смогли удержать психологические уровни: 1500 пунктов по ММВБ, и 1400 по РТС. Наибольшие потери понесли бумаги «Транснефти» – минус 3,2%; «Полиметалла» – минус 2,2%; и «Сбербанка» – минус 1,7%. Лучше рынка смотрелся электроэнергетический сектор.

ПРОНЬКО: Что касается американских площадок, то действительно, здесь очень серьезная коррекция наблюдается – 1,31% по индексу Dow, 10534 пункта; S&P также в отрицательной зоне – минус 1,4%. На нефтяном рынке мы видим коррекцию, достаточно серьезную, по Brent пробита отметка вниз 80 долларов за баррель – 79,90, коррекция более 2%; Light – 80,45. За тройскую унцию золота дают 1207 долларов, и здесь мы сразу видим прямую корреляцию: когда на других сырьевых фьючерсах наблюдается снижение, золото прибавляет – 0,69%. Соотношение двух ведущих мировых валют, евро к доллару – 1,327, на 0,64% европеец также прибавляет и укрепляется по отношению к американцу.

«Венчурный инновационный бизнес в России. Это возможно?» – тема программы, еще раз напомню. Звоните, пишите, все средства коммуникации к вашим услугам. Кирилл, скажите, какова сейчас ситуация вообще с венчурным бизнесом? Индустрия эта уже встала на ноги? Можно ли говорить о неких цифрах, которые характеризовали бы ситуацию?

БУЛАТОВ: Ситуация достаточно сложная на нашем рынке, хотя и очень радующая, с другой стороны, потому что есть уже точные цифры, есть истории успеха. Источник цифр – это более 40 фондов существует в России венчурных. Это 9 фондов, созданные «Российской венчурной компанией»; 22 фонда созданы министерством экономического развития в регионах, сейчас, конечно, регионы не буду перечислять, и, соответственно, несколько оставшихся фондов частных, полностью притом. Капитал более 2 миллиардов долларов, которыми они располагают. Сколько вложили – к сожалению, поэтому статистики достоверной еще нет.

ПРОНЬКО: Если рассмотреть сегментарно, то, какие отрасли, какие сектора задействованы уже, кто выстреливает? Или куда инвесторы готовы вкладывать, в том числе и со стороны государства?

БУЛАТОВ: Я могу рассказать про последнюю историю успеха, и, наверное…

ПРОНЬКО: Да, всегда лучше на примере иллюстрировать.

БУЛАТОВ: На сегодняшний день, наверное, единственное IPO технологической компании, которое было. Это компания, которую проинвестировал венчурный фонд «ВТБ», созданный с нашим участием. Инвестиция была сделана два года назад, компания называется «Русские навигационные технологии».

ПРОНЬКО: IPO не так давно прошло.

БУЛАТОВ: IPO, да, прошло в июле. Компания закрыла полностью свою книгу заявок, даже собрала больше. И, вложив туда какую-то часть денег, сейчас компания стоит более 1,5 миллиардов рублей. Так что можно говорить, что от идеи до IPO в России уже можно дойти.

ПРОНЬКО: Но вместе с тем вы говорите о проблемах. В чем они заключаются?

БУЛАТОВ:

Проблемы заключаются в том, что недостаточно предпринимателей, которые готовы довести эти компании.

Многие просто хотят денег на доведение своих изобретений до ума, или наоборот – просто на изобретательство, как мы говорили с коллегами до эфира, на фундаментальную науку, на просто науку. А сама суть венчурного бизнеса – это создание новых бизнесов, основанных на технологии. Это технологическое предпринимательство. Вот в чем суть.

ПРОНЬКО: То есть, это совсем уникальные разработки?


Александр Кулик, Кирилл Булатов, Алексей Смирнов, Дмитрий Онищенко

БУЛАТОВ: Не обязательно.

ПРОНЬКО: Не обязательно? Так.

БУЛАТОВ: Да, это может быть и новая модель ведения бизнеса, это может быть какая-то технология, которая была переосмыслена, может быть, была применена на новом рынке.

ПРОНЬКО: То есть, я вас правильно понимаю, что предприниматели не готовы в долгую работать?

БУЛАТОВ: И это тоже.

ПРОНЬКО: Дмитрий, вы все-таки связаны и с бизнесом и с наукой, причем с фундаментальной наукой, как вам представляется, в чес самая главная загвоздка, в чем причина? Можно как мантру произносить – «венчур, развитие венчурного бизнеса»; можно как мантру произносить – «инновации»; можно трижды даже произнести слово «инновации», наверное, на четвертый раз во что-то начнешь верить; «нано» – без стеба, со стебом – «на-но», и так далее. Ваш взгляд, профессионала?

ОНИЩЕНКО: Я считаю, что есть ряд проблем серьезных, мы об этом уже неоднократно, кстати, говорили с вами. Соответственно,

одна из самых главных проблем, на мой взгляд: у нас отсутствует сейчас цепочка, которая раньше, во время Советского Союза, была, и она работала, сейчас этого, к сожалению, в том объеме нет.

Это первая такая серьезная проблема, я имею в виду связь между наукой, связь между высшей школой и промышленными предприятиями.

И вторая серьезная проблема, если с другой стороны подойти: у нас, к сожалению, наши владельцы предприятий, собственники предприятий, они тоже не нацелены на долгосрочные инвестиции. А если мы говорим о серьезных инвестициях в области НИОКРов, в области, где большая, максимальная добавленная стоимость, конечно же, все они долгосрочные. Насколько я понимаю, у нас особенность нашей экономики российской в том, что все хотят быстрых денег, а это, конечно же, никак не связано именно с инновациями.

ПРОНЬКО: Понимаете, бизнесмены в Америке тоже хотят очень быстрой отдачи. Если это возможно, через месяц или через день, или через год, то они тоже на это согласятся. Но, тем не менее, там есть некая мотивировка.

ОНИЩЕНКО: Насколько я понимаю, все-таки у нас был курс «Основы экономической теории», есть определенный опыт в этом вопросе, все-таки в такой экономике, как американская, если мы говорим о быстрых деньгах, либо там очень высокие риски, либо маленькая добавленная стоимость. У нас в этом плане есть определенные плюсы в этом плане, в нашей экономике, потому что, уже сказали, есть примеры быстрых, хороших стартапов, интересных. И самое интересное, что здесь нужно уметь копать, потому что есть…

ПРОНЬКО: Что значит – копать?

ОНИЩЕНКО: Понимаете, нужно…

ПРОНЬКО: Я тоже умею копать. Понимаете, от этого инновационной экономикой, венчурным бизнесом – точно не назовешь.

ОНИЩЕНКО: У нас сейчас, как бы то ни было, есть предприятия, которые работают, есть предприятия, которым требуются различные услуги определенные, поэтому экономика у нас растущая, как бы то ни было. Может быть, она, конечно, медленно растет, не так, как хочется, но, тем не менее. И поэтому существуют идеи, которые нуждаются в инвестициях, и которые могут в достаточно краткосрочной перспективе принести достаточно хорошие деньги. И здесь, конечно же, вопрос экспертный, насколько качественно работают эксперты, насколько они качественно отбирают ту или иную идею. Недавно был форум молодежный, на котором я был в качестве эксперта.

ПРОНЬКО: Называйте его название. Ладно уж, я сейчас глаза закрою, в моей программе произнесут это словосочетание.

ОНИЩЕНКО: Это «Селигер-2010».

ПРОНЬКО: Да.

ОНИЩЕНКО: Тут никакого секрета нет. Много там было рассмотрено различных проектов, в том числе и те, которые уже находятся на этапе реализации, то есть деньги выделены.

ПРОНЬКО: Кем?

ОНИЩЕНКО: Сложно сказать, различными фондами, в том числе, я так понимаю…

ПРОНЬКО: Это бюджетные деньги?

ОНИЩЕНКО: Конечно, в том числе, и бюджетные.

ПРОНЬКО: Без бюджетных денег можно обойтись?

ОНИЩЕНКО: Я думаю, то да, и нужно обходиться без бюджетных денег. С другой стороны,

надо понимать, что есть, так или иначе, некоторые проекты, некоторые работы, которые не обойдутся без бюджетных денег.

ПРОНЬКО: Например?

ОНИЩЕНКО: Далеко ходить не надо – та же самая авиационная промышленность.

ПРОНЬКО: Я пока молчу.

ОНИЩЕНКО: Известно, да, что одно место рабочее в авиационной промышленности – это, как минимум, 7-10 рабочих мест смежных областей. Поэтому, например, та же самая американская экономика умышленно поддерживает «Boeing» для того, чтобы обеспечить рост других смежных областей.

ПРОНЬКО: Мне нравится слово «умышленно». Понимаете, это как состав преступления, как следователь вы сказали.


Александр Кулик, Кирилл Булатов, Алексей Смирнов

ОНИЩЕНКО: Если сравнить, любимый наш с «АвтоВАЗом».

ПРОНЬКО: Прекратите всуе вспоминать святое! Вы что, они неплохую динамику продаж сейчас показывают.

ОНИЩЕНКО: Согласен. Тем не менее, да, с одной стороны, у них есть серьезная разница с нами: у них нет такой серьезной составляющей, которая пожирает деньги бюджета.

ПРОНЬКО: Дмитрий, давайте так: первое, второе третье – что необходимо. Первое: государственные бабки нужны?

ОНИЩЕНКО: Нужны.

ПРОНЬКО: Нужны?

ОНИЩЕНКО: Безусловно.

ПРОНЬКО: При этом никто не скажет, сколько необходимо?

ОНИЩЕНКО: Нет.

ПРОНЬКО: В зависимости от проекта, чего-то еще? Пункт второй: что еще необходимо?

ОНИЩЕНКО: Значит…

ПРОНЬКО: Потому что дальше я буду задавать вопросы Алексею, практику, понимаете? Это уже будет не теория, это будет жизнь настоящая.

ОНИЩЕНКО: Понимаете, вы такие сложные задачи ставите передо мной. Тем не менее, я попытаюсь.

ПРОНЬКО: Вы были на «Селигере-2010», я думаю, там не меньшие задачи ставят.

ОНИЩЕНКО: Второй пункт: надо сделать так, чтобы у нас, как бы то ни было, конкурентоспособность наших предприятий, я имею в виду на уровне экономики, была на более высоком уровне, чем сейчас она имеет место быть.

ПРОНЬКО: Как этого достичь? Что для этого необходимо? Бабки – я понял. Что еще? Сколково?

ОНИЩЕНКО: Необходимо… Нет.

ПРОНЬКО: Слава богу, хоть нет! Так.

ОНИЩЕНКО: Необходимо, чтобы все-таки наших собственников предприятий поставили в такие условия, и непосредственных исполнителей, чтобы им было выгодно производить действительно конкурентоспособные вещи, а не работать на карман и не отмывать деньги.

Просмотров: 271 | Добавил: iffeetthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Февраль 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz